Кочевники и время

Код Кочевника

Евразийские кочевники представляют собой обширную группу людей Евразийской Степи, её восточных (Восточный Дешт-и-Кыпчак) и западных областей (Западный Дешт-и-Кыпчак). Кочевники (степняки, половцы, кипчаки, татары) — это общее название, собирательное для группы жителей степей в Центральной Азии, Монголии и Восточной Европе. Они сумели одомашнить лошадь, и в своей экономике и культуре делали ставку на коневодство и верховую езду. Как же они управляли временем? Что позволило им быть эффективными такое продолжительное время? Какие уроки мы можем извлечь из их образа жизни? На эти и другие вопросы попробуем найти ответы во второй главе моей новой книги #КодКочевника

Проблема со временем

Последнее время я не так часто хожу на тои (той — в переводе с казахского свадьба). Мне кажется, что они отнимают очень много времени и потеряли свой былой смысл. К концу главы надеюсь объясню почему. Даже не помню когда в первый раз был на тое, но есть одна странная особенность, которая объединяла почти все тои. Время которое было написано в пригласительном и время когда гости приходили сильно отличалось. Причем второе могло отставать от первого на 2 или даже на 3 часа.

Как-то я даже спросил у мамы: «Почему мы пишем в пригласительном время не 20.00 (то время когда мы действительно, хотим чтобы пришли гости), а например 18.00?» Она мне сказала, что так лучше и все поймут, что надо приходить к 20.00. Получается у всех в голове существует внутреннее понимание когда нужно приходить с опозданием.

Как будто все когда-то сговорились опаздывать вместе и уже забыли кто первый начал, но уже как-то привычно и неудобно отличаться от других.

Не находите это странным?

Можно ли это как-то исправить? Я знаю прецеденты, когда некоторые индивидуумы пытались бороться с этой странной казахской особенностью. Например моя учительница на свадьбе своего сына закрыла двери после того как люди стали опаздывать на час и более. Само собой она до этого предупредила гостей, но они все равно опаздывали. Получается даже такие жесткие методы не способны искоренить проблему несоблюдений временных рамок на тоях.

Вообще такое странное отношение к времени у казахов встречается не только в тоях. Даже существует такой стереотип, причем не только у иностранцев, но и у самих казахов, что казахи вечно опаздывают. Хотя я бы скорее сказал что казахи не опаздывают, а скорее не спешат. Помню в детстве мне рассказали случай как один дедушка засиделся в гостях, хотя он опаздывал на поезд. Когда ему сказали, что ему нужно торопится, он лишь ответил что билет у него в кармане и поезд его подождет.

От куда такое пренебрежительное, а возможно даже своеобразное отношение к времени? Почему казахи не спешат? Кстати есть казахская пословица «ассыққан шайтанның ісі» (торопливость дело дьявола). Сама пословица нам говорит, что лучше не торопится. Кстати в казахском языке много таких интересных переводов. Слова, которые определяют время не несут точный характер как в русском. Например бүгін (сегодня) не означает, что это прям сегодня, а скорее «на сегодняшний день». Слово «қазір» (сейчас) не говорит о том, что это прям сейчас, а скорее «в наше время» и т.д.

Я с детства задавался вопросами управления времени и когда начал изучать тему кочевничества для меня открылись некоторые закономерности. Все началось с того что я решил изучить, как наши предки кочевники следили за временем? Сейчас я понимаю, что их понимание времени сильно отличалось от понимания времени оседлых государств. Сами посудите. Оседлые государства использовали солнечные, песочные, а потом механические часы. Большинство европейских городов имеют главную площадь с большими городскими часами. По звону этих часов горожане сверяли свое время и устраивали свою жизнь.

А вообще если задуматься для чего человеку измерять время? Мне кажется, в первую очередь для контроля рабочего времени. Даже пресловутая 40-часовая рабочая неделя была придумана на заводе для рабочих линейного производства. Кстати сейчас очень много дискуссий по поводу такого формата учета рабочего времени. Например сейчас мы понимаем, что тем же самым дизайнерам, фотографам, IT-специалистам совсем не обязательно работать в таком же режиме. И таких профессий много.

А какая работа у кочевников? В основном пасти скот. Пасти скот хоть и сложный, но не такой уж и трудоемкий процесс, как например работа крестьян в поле. Тяжесть работы распределена неравномерно — 80% времени это пассивный процесс. В основном нужно не спеша следить, чтобы скотина шла по намеченному пути и не убежала. Остальные 20% — это перегон через сложные участки, защита от хищников и поиски заблудшей скотины. Возможно именно поэтому ко всему что требует суеты и скорости казахи относятся как «делу дьявола». Так же такое неравномерное распределение труда у кочевников появляется свободное время, которое они используют для тренировок, разных видов искусств и развития воинских качеств.

Как кочевники измеряли время?

Мы знаем что у кочевников не было центральных площадей с городскими часами. Они постоянно находились в движении. Так как же тогда они измеряли время? Кочевники ориентировались по солнцу и луне, а звезды были их ночной картой. Расстояние и время они измеряли опираясь на взаимодействие со своим любимым животным — лошадью. В казахской речи сохранились выражения, обозначающие время и расстояние: «ат шаптырым жер» (расстояние, покрываемое скакуном), «бие сауым уақыт» (время, которое уходит на доение кобылы).

Год у кочевников начинался в марте в день весеннего равноденствия (21-22 марта) и делился на четыре сезона (жайлау — лето, көктеу — весна , күздеу — осень, қыстау — зима). Как вы уже догадались название сезонов были связаны с миграцией или кочевкой в зависимости от времени года. Таким образом если опираться на версию, что контроль времени нам нужен в первую очередь для того, чтобы измерять рабочее время. То получается что кочевники работали по 4 сезона длительностью 3 месяца (12 недель). А теперь представьте, что такой образ жизни ведется даже не годами, а целыми веками. Разумеется в генетическую память людей на уровне инстинктов и чувств вшивается свое особое понимание времени.

3х месячное управление временем или управление проектами по казахски

Если предположить, что генетическая память все еще свежа, то нам скорее удобнее планировать 3 месячными отрезками нежели целыми годами или даже десятками лет. Так например делают потомки оседлых цивилизаций. Ведь город стоит неподвижным и горожане спокойно могут планировать свое будущее на пять-десять лет вперед. А что делать кочевникам? Их существование находится под постоянным вопросом. С одной стороны непредсказуемая природа, с другой стороны постоянные набеги соседних племен. При таких условиях трудно планировать свое будущее. Но все же кочевники планировали, просто делали это своеобразно.

Я думаю изначально кочевники относились к жизни как к большому проекту или даже стратегии. Далее существовали средние проекты в виде походов и военных кампаний. А так же были мини проекты — сезонные кочевки. Каждый проект был ограничен по времени, имел четкую цель, ответственных лиц и конкретные ресурсы. Мне кажется поэтому для современных казахов так тяжело даются программы как 2030 или 2050. Они просто не могут почувствовать это время. Все слишком расплывчато. Кстати эти программы нам написали представители оседлых цивилизаций. У них ведь работает, а у нас почему то нет.

Как нам быть? Если нам применить #КодКочевника, то нам следует перейти на 3х месячное планирование по примеру сезонных кочевок. А так же создавать средние и большие проекты под примеру военных кампаний с постоянными ответственными лицами. Представьте «военную кампанию» нового времени под названием «100 школ, 100 больниц». Весь народ знает в лицо ответственных лиц, выделенные ресурсы, сроки, а так же включая самих ответственных все знают, что их ждет в случае поражения. Согласитесь совсем другое дело и другое отношение к делу. Проект заиграл совсем другими красками. Уверен, генетическая память еще свежа и при таком раскладе наши проекты будут более эффективны. З-х месячному планированию уделю отдельное внимание в следующих главах. Расскажу на наглядном примере как это можно будет сделать и дам инструменты планирования.

Свадьбы и время

Еще одна важная особенность, о которой мы позабыли это время проведения свадеб. Это сейчас тои проводят в любое время года, а раньше они проходили все вместе в марте, когда весь мир оживал. И длились они не 3-4 часа как сейчас, а целые недели. Соотвественно мы можем предположить, что опаздывание современных казахов на свадьбы ничто иное как та же самая генетическая память. Целые поколения привыкли приезжать на свадьбу не спеша и праздновать несколько дней или даже недель.

https://zonakz.net/2018/10/01/kazaxskij-toj-bessmyslennyj-i-besposhhadnyj/

Я думаю, потребуется еще несколько поколений, чтобы мы привыкли к новому режиму. Когда я смотрю как сейчас проводят бессмысленные, дорогие и помпезные свадьбы, причем в кредит, мне кажется, что было бы лучше как раньше проводить свадьбы один раз в год. У нас как раз есть для этого есть неделя мартовских праздников. Можно даже добавить еще одну или две недели. В таком случае время время будет использоваться более рационально. Перед тем как закидывать меня шапками прочитайте следующие доводы. Возможно вы найдете их рациональными и даже разумными.

Я вижу как минимум 5 плюсов от такого ново/старо введения:

  1. Эффективное использование времени. Я часто провожу тренинги по управлению временем и на них рекомендую эффективно использовать свои выходные. Например, делать шаги по продвижению в бизнесе, семейных отношениях или по здоровье. И вот на что я обратил внимание. Почти 100% людей все выходные заняты тоями и/или садака (похороны). Только представьте если бы мы проводили все свадьбы один раз в год весной как раньше, то у нашего населения освободилось бы как минимум 88 дней в году (по 8 выходных в течении 11 месяцев). 88 дней в году!!! Даже если взять половину от этого числа (44 дня), то это почти полтора месяца. Подумайте, у вас появляется дополнительные полтора месяца для ваших целей, себя и ваших близких.
  2. Снижение расходов. Каждый поход на такое мероприятие требует от вас не только времени, но и денег. Рестораны, продукты, организация, одежда, подарки, транспортные расходы и т.д. Если вы проводите все свадьбы один раз в месяц, вам не требуется столько расходов и не нужны рестораны на 300-500 человек. Можно делать свадьбу в узком кругу, приглашать в гости домой или небольшой ресторан на 30-50 человек. Да, вы потратитесь в течении одного месяца больше чем обычно, но в остальное время вы можете спокойно планировать свои расходы.
  3. От Той бизнеса к искусству. На сегодняшний день к сожалению, наша эстрада превратилась в той-бизнес. Музыканты почти ничего не придумывают и не создают. Все искусство за исключением нескольких индивидуальностей крутятся вокруг свадебных мероприятий. И ведь действительно зачем развиваться, когда за 2-3 песни на одной свадьбе можно заработать не плохие деньги. Я думаю если мы перейдем на один месяц тоев, то у наших артистов появится свободное время на настоящее искусство. Яркий пример Димаш Кудайберген. Он нарочно не выступает на свадьбах и активно гастролирует зарубежом. Его имя известно далеко за пределами нашей страны и благодаря ему миллионы людей по всему миру узнали о Казахстане с лучшей стороны.
  4. Эффективные коммуникации. Если вы были на свадьбе от 200 человек, то вы знаете, как это много. Настолько много что гости друг друга знают, а хозяева мероприятия не успевают нормально со всеми поговорить. Не раз слышал как молодожены смотря на гостей в недоумении задают вопрос: «Кто все эти люди?». А теперь представьте, что вы проводите свадьбу в течении нескольких дней. Приглашаете гостей малыми группами. Тогда у вас есть возможность уделить внимание каждому гостю, пообщаться, познакомить гостей друг с другом и стать чуточку ближе. Думаю эффективность коммуникаций в данном случае очевидна.
  5. Духовное развитие. Такое обилие тоев разлагает наше общество. Раньше свадьбы были шикарным поводом увидеться с дальними родственниками и друзьями. А сейчас что? Все превратилось в заезженную пластинку с одинаковыми ресторанами, одинаковыми флешмобами, одинаковыми конкурсами и одинаковыми подарками, которые бережно хранятся, для того чтобы их снова передарить на следующем тое. Мероприятия проходят каждую неделю. Люди ведут праздный образ жизни, а некоторые даже спиваются. Люди пресытились удовольствием и возможно поэтому так пренебрежительно стали относится к своем и чужому времени.

Поэтому считаю, что такое кардинальное изменение только способствует развитию нашего общества. Кстати если у вас нет запланированных тоев, то вы можете использовать мартовские каникулы для длительного отпуска. Так например делают Китайцы во время празднования своего нового года.

Приоритеты

В чем же причина казахской неторопливости? На самом деле мы видим, что кочевники могли находится в состоянии медлительности и потом резко взрываться. Как я уже писал выше это связано с основным видом труда, которым были заняты кочевники. Любое ускорение, торопливость вызывает страх и неприязнь. Потому что резкая активизация у кочевника в основном связана с опасностью потерей ключевых ценностей. Такими ценностями являлись — муж/жена, семья/дети, скот, земля (пастбища), народ (ел), честь (ар), родственники и домашняя утварь. Причем скорее всего именно в такой последовательности. Все остальное оценивалось более низким приоритетом и поэтому не требовало скорости и расторопности. Даже сейчас мы видим что современные казахи активизируются только перед страхом утраты основных ценностей. Учитывая это можно выстроить особенную систему мотивации персонала. Руководителям следует ставить цели опираясь на ключевые ценности кочевников. Об этом мы подробнее поговорим в следующих главах.

Выводы

  1. На свадьбы казахи опаздывают не потому что нерасторопные, а по причине того, что они генетически помнят, что свадьбы длятся более не 3-4 часов. Возможно нам следует вернутся к традиции проведения свадеб один раз в год и с более длительным промежутком.
  2. Планирование лучше всего осуществлять короткими отрезками по 3 месяца. Ставить четкие цели, выделять ресурсы и ответственных лиц. Так будет эффективнее.
  3. Расставлять приоритеты и мотивировать персонал с точки зрения основных ценностей кочевников.

Если вы все еще не читали предыдущие главы, вы можете почитать их здесь:

  1. Предисловие к книге #КодКочевника
  2. Первая глава под названием «Кто такие кочевники»

Буду рад если оставите пару слов в комментариях. Так же вы можете обсудить статью в моем Телеграм канале здесь.

Написать в
WhatsApp
Позвонить
Гани Абадан

Писатель, эксперт по личностному развитию, предприниматель, консультант, бизнес-тренер.

Гани Абадан - эксперт личной эффективности
Добавить комментарий

  1. Зоя

    Гани, очень интересная статья! Я взглянула на проблему тойских опозданий прям новым взглядом, спасибо! Классно пишешь, стиль повествования тоже очень понравился.
    Интересно послушать тренинг про управление временем)))или может есть книга по этой теме?

    Ответить
    1. Гани Абадан автор

      Зоя, добрый день!
      Спасибо за обратную связь. Очень приятно. Тренинга именно с уклоном на кочевую тематику пока нет. Думаю это возможно. Я провожу классические тренинги «Управление временем». Присоединяйтесь.

      Ответить
  2. Дана

    Интересное о тоях.
    Которые я так же не понимаю.
    Конечно, мы не придем к тому, что вы писали. Понты дороже денег.
    Но было б лучше)
    А то у нас город состоит из тойханушек. И все. Ничего другого(

    Ответить
  3. Дулат

    Ассалаумағалейкум брат! Полностью с тобой согласен. Все наши действия мы должны спроецировать в соответствии с нашим генетически заложенным восприятием времени и пространства! И все изменится! Изменится ВСЕ!!!

    Ответить