Все чаще в современных фильмах главные герои превращаются в носителей поверхностных атрибутов: дорогие вещи, красивые виды, рискованные трюки. Но почему это не цепляет? Вспомним таких персонажей, как Доминик Торетто из сиквела «Форсаж 9» (2021) и Ки из «Красного уведомления» (2021). Эти фильмы показывают героев, которые, по сути, лишены внутренней глубины, и зрителю остается только наблюдать за их материальными успехами и «эффектными» действиями, без мотивации и сложностей.
Герои таких блокбастеров, как Доминик Торетто, — это личности, которые получили успех и влияние «по умолчанию», но редко демонстрируют настоящие ценности или внутреннюю борьбу. На экране мы видим лишь набор классических «трофеев» успешности — дорогие автомобили, элитное окружение, внешний лоск, который был бы впечатляющим в 90-х, но сегодня выглядит как маркетинговая заготовка. Этого персонажа сложно воспринимать как настоящего героя, ведь ему не нужно бороться или меняться — он неизменен и плосок, как и его ценности.
Или возьмем «Красное уведомление», где героиня Ки внешне собрана, умна и привлекательна, но ее поступки лишены индивидуальности и эмоциональной сложности. Она остается в рамках «идеальной преступницы» с набором действий, но без намека на личные принципы или глубокие противоречия. Это герои-маски, в которых важнее внешняя оболочка, а не внутренняя суть.
Как «пустая крутизна» влияет на зрителя?
Когда персонажи в кино сводятся к набору поверхностных черт, это формирует у зрителей искаженное восприятие ценностей. Молодые люди, особенно чувствительные к культурным образам, начинают видеть в успехе и «крутизне» набор вещей: дорогая машина, роскошный дом, внешняя независимость. Но ведь героями восхищаются не за это. Глубокие, многослойные персонажи ценны за их принципы, поступки, силу воли и решения. Но поверхностные образы, которые не показывают внутреннюю борьбу, лишь добавляют к культуре ощущение пустоты и стремление к внешнему эффекту.
Казахский кинематограф: чего не хватает современным героям?
Интересно взглянуть на казахское кино последних лет. Казахский кинематограф сегодня стремится создать национальных героев, но какими их видят создатели? С одной стороны, успехи авторского кино, такие как «Шугыла» или «Казахское ханство. Золотой трон», поднимают важные вопросы идентичности, национального духа и морали. Но если говорить о массовых проектах, то и здесь порой встречаются герои, которые, скорее, воспроизводят западные клише.
В некоторых казахских фильмах на первый план выходит показ внешнего благополучия, успеха, но мало что говорится о внутреннем пути героя. Молодежные фильмы, например, порой воспроизводят образы «крутых» людей с дорогими машинами и статусом, но редко показывают, какими ценностями руководствуются эти персонажи и за что они готовы бороться. Возникает закономерный вопрос: какую культурную ценность несут такие герои для казахского зрителя?
Если в западном кино такой культ «пустой крутизны» отталкивает своей искусственностью, то для казахского кинематографа такая тенденция может казаться еще более острой. Ведь, по сути, казахское кино должно не копировать, а формировать уникальные образы, способные резонировать с национальными ценностями и культурой. Какой пример показывает молодежи герой, если его главные черты — статусные вещи и поверхностные амбиции?
Почему настоящие герои важны для общества
В основе великих героев кино всегда лежали глубокие принципы, борьба и внутренняя честность. Герои советского кино, например, учат нас стойкости, служению общим целям, добросовестности. В западных и казахских фильмах 70-90-х годов зритель привык видеть противоречивых, но реальных персонажей, которые меняются, учатся, борются с обстоятельствами. Эти образы помогали зрителям сформировать внутренние ориентиры, понять, что настоящая ценность человека — в его делах и поступках, а не в материальных вещах.
Современное кино — это не просто развлечение, а источник культурного влияния. Важно, чтобы герои не были «пустышками», которые ценны только из-за своего статуса. На примере героев казахского кино, которые раскрывают национальные ценности и личные принципы, есть надежда увидеть развитие сильного, культурного героя — человека, который может быть образцом для подражания и для казахской аудитории, и для всей мировой кинематографии.
ГероиКино #КазахскоеКино #СовременноеКино #ЦенностиКультуры #ПустаяКрутизна #Фильмы2020 #Киногерои #КиноИЦенности #КазахскийКинематограф #КультураИИскусство #Киноперсонажи